«Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».
Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К.Суслова.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность народного искусства определяется еще и тем. что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
В программных занятиях с детьми в детском саду используется устный народный фольклор в разных видах деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно- воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свод воспитательное воздействие.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть С Водичка, водичка умой мое личико…*), накормить (Травка — муравка»). Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:
Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
накормить:
Травка-муравка со сна поднялась.
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки — за капусту.
Мышки — за корку.
Детки — за молоко.
На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращенный текст потешки, например ‘Ладушки”, ‘Сорока*, то в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями рук, пальчиков, хождением проводятся с новыми текстами, например ‘Пальчик — мальчик*.
Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой — т.е. движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развертывается действие, в одном стихотворении оно очень простое, а в другом > это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке ‘Петушок — петушок” — всего один персонаж и очень простое действие. Основная интонация стиха — ласковая, звучание его напевно, мелодично.
В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу
С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном — об игрушках. Взрослый постепенно подводит ребенка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный обрез детской литературы.
На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том. что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребенок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить ее в отведенное место.
Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счет расширения круга персонажей: иногда — это целая система образов: сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; содержание более значительно. Ребенок — один из главных образов поэзии малых форм. ‘Наша Маша маленькая — о ребенке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребенка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!
Наша Маша маленькая.
На ней шубка аленька
Опушка бобровая
Маша чернобровая!
Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
Предлагаем вашему вниманию буклеты «Фольклор — помощник в воспитании». В буклете собраны потешки, которые можно использовать в разных жизненных ситуациях. (Раздаем родителям буклеты).
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все. что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет. научить детей постигать культуру своего народа, показать
им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках
Народная мудрость гласит «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин — это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку — это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству.
Анкете «Народное искусство в жизни вашей семьи»
Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.
Уважаемые родители)
Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:
- Как жили наши предки?
- Какими занимались ремеслами?
- Как сеяли хлеб?
- Какую одежду носили на Руси?
- Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?
- Какие виды народного искусстве вы знаете?
- Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
- Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки, потешки?
- Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
- Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?
- Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?
- Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
- Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
- Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
- Какие народные игры Вам знакомы? Играете ли Вы в них с ребенком?
- Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?
- Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?