Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Золушка»
Социально — творческий проект
в младшей группе «Улыбка»
«Давай дружить!»
Подготовила:
Воспитатель – Брылева О.В.
Педагог-психолог – Авилова Т.Н.
Серпухов
Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст — период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений между детьми. Именно общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребёнка,
Основа гуманного отношения к людям — способность к сопереживанию, сочувствию проявляется в разных жизненных ситуациях. И закладывать эти качества нужно в раннем детстве. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. И именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.
Научить ребёнка дружить — это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба — это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.
Во вновь образующемся детском коллективе мы обратили внимание на то, что происходит нарушение общения детей между собой. Появилось много конфликтных ситуаций, драк, обид, жалоб, дети проявляли нежелание считаться с мнением других, не могут долго находиться рядом друг с другом и играть дружно.
Эта проблема привела нас к созданию проекта под названием «Давай дружить!». Ведь от того как складываются отношения в группе между сверстниками, зависит последующий путь личностного и социального развития ребенка.
Технологическая карта проекта
Творческое название проекта |
«Давай дружить!»
|
Тип проекта |
Социально-личностный проект в младшей группе. |
Возраст детей |
Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет) |
Исполнители |
Педагог-психолог, воспитатели и дети младшей группы «Улыбка», родители дошкольников |
Продолжительность |
Краткосрочный (2 недели) |
Проблема |
Неумение детей общаться, поддерживать дружеские отношения. |
Причины проблемы | Работая с детьми 2-4 лет, мы обратили внимание, что детям этого возраста свойственны попытки получить все с помощью бурных слез. Иногда ребенок бросается на пол, кричит, отбирает силой желаемое, ломает постройки детей, дерется, кусается. Многие дети, особенно впервые пришедшие в группу, боятся и сторонятся сверстников, предпочитают лишь наблюдать за их игрой со стороны. |
Цель | Создание условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками. |
Задачи | Образовательные: - формировать представления детей о дружбе между людьми; - учить детей дружеским формам взаимодействия; - расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми. |
Предполагаемые результаты | 1. У детей сформируются представления о дружбе и дружеских взаимоотношениях между сверстниками.
2. Дети приобретут навыки взаимопомощи. 3. Закрепятся навыки совместной игры. 4. Дети научатся правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей; 5. Научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. |
Этапы реализации | 1 этап — Подготовительный этап
2 этап — Основной этап 3 этап - Заключительный этап |
Продукт проектной деятельности | Фотовыставка детей «Дружная группа» |
План мероприятий
по реализации проекта
Мероприятия |
Ответственные |
|
Формировать представление о дружбе, друзьях. | ||
1.Разработать:
Ситуативные беседы: «Какие мы друзья?», «Мы – дружная семья» 2.Просмотр: Просмотр мультфильма «Крокодил Гена»
3.Организовать: Организация совместной деятельности «Сочиняем добрую сказку» |
Воспитатели группы
Педагог-психолог
|
|
Воспитывать культуру межличностных отношений | ||
1.Организовать:
Театрализованную игру «Теремок». 2. Разработать: НОД по социально – коммуникативному развитию «Мы — друзья» 3.Просмотр: Просмотр мультфильма «Крошка Енот» и прослушивание песни «Улыбка» из мультфильма; |
Воспитатели группы
Педагог-психолог |
|
Обогатить и активизировать словарь по теме «Дружба» | ||
1. организовать:
Разучивание считалки: «О дружбе». 3.Создать Картотеку игр на сплочение коллектива на тему «Дружба» Картотеку «мирилок» для детей |
Воспитатели группы
Педагог-психолог
|
|
Создать дружный коллектив детей | ||
1.Создать
Фотовыставку детей «Дружная группа» 2.Составить список художественной литературы по данной теме, рекомендуемый для семейного чтения |
Воспитатели группы
Педагог-психолог |
|
Привлечь родителей к участию в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта. | ||
Совместная деятельность детей и родителей «Нарисуй фрагмент из мультфильма Крокодил Гена и Чебурашка». | родители | |
В ходе проекта были использованы следующие методы и приёмы:
- словесные, игровые, наглядные, практические.
- беседы,
- наблюдения,
- чтение художественной литературы,
- игры,
- заучивание стихов, пословиц.
Роль родителей в реализации проекта:
Совместная деятельность детей и родителей «Нарисуй фрагмент из мультфильма Крокодил Гена и Чебурашка».
В ходе проекта дети узнают:
- Что такое дружба?
- Что такое ссора?
- Что такое настроение?
- Правила общения друг с другом
- Какими чертами характера должен обладать человек, которого называют другом?
Также дети научатся:
- Общаться, поддерживать дружеские отношения.
- Быть сдержанными и вежливыми по отношению друг к другу.
- Работать в коллективе.
- Правильно оценивать поступки своих друзей.
Составили с детьми правила дружбы:
- Не ссориться;
- Уступать;
- Уметь просить прощения;
- Быть вежливыми;
- Не злиться;
- Не жадничать;
- Быть честными, внимательными;
- Помогать друг другу.
Основной этап
1неделя.
1 день.
Утро: Беседа: «Живём дружно».
Цель: Формировать умение детей помогать друг другу, жить дружно.
Непосредственно-образовательная деятельность: Рассматривание картины «Строим дом».
Цель: формировать у детей представление о дружбе, доброжелательном отношении друг к другу.
Вечер: Чтение стихотворения: «Нужно дружно жить на свете».
Цель: Развивать умение понимать значение слова «дружно».
2 день.
Утро: Непосредственно-образовательная деятельность: Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: Формировать умение детей объяснять поступки персонажей, оценивать их, выяснить, как дети понимают
слова «хорошо» и «плохо».
Вечер: Рассматривание картинок из серии: «Дети играют».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
3 день.
Утро: Заучивание «Мирилки».
Цель: Формировать умение детей мириться с помощью «мирилки».
Вечер: Театрализованная игра: «Теремок».
Цель: воспитывать умение понимать и сопереживать героям сказки.
4 день
Утро: Непосредственно-образовательная деятельность: «Наши добрые дела».
Цель: Развивать умение детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.
Вечер: Пальчиковая игра: «Дружба».
Цель: разучить пальчиковую игру, развивать мелкую моторику рук.
5 день.
Утро: Прослушивание песни: «Улыбка».
Цель: Развивать умение детей слушать и понимать смысл песни.
Вечер: Работа с родителями: попросить выучить с детьми
Стихи «Забияка», «Воробей».
Цель: вовлечь родителей в проект.
2 неделя.
1 день.
Утро: Хороводная игра: «Хоровод».
Цель: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Вечер: Сюжетно — ролевая игра: «Семья».
Цель: способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений и умение ладить в совместной игре.
2 день.
Утро: Речевая игра: «Обзывалки».
Цель: обогащать словарный запас детей уменьшительно-ласкательными словами.
Вечер: Чтение рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно». К.Д. Ушинский.
Цель: выяснить, как дети понимают основную идею рассказа, и сделать вывод.
3 день.
Утро: Разучивание считалки: «О дружбе».
Цель: Формировать умение детей использовать в игре считалки, создавая эмоциональную атмосферу от общения.
Вечер: Прослушивание сказки: «Кот, петух и лиса».
Цель: побуждать эмоционально, реагировать на содержание сказки, помочь детям понять, что такое «дружба».
4 день.
Утро: Непосредственно-образовательная деятельность: «О дружбе».
Цель: уточнить представления детей о дружбе, учить доброжелательно, относиться к детям и взрослым в детском саду.
Вечер: Разыгрывание проблемных ситуаций.
Цель: Развивать умение детей аргументировать выбор своих действий.
5 день.
Утро: Заучивание пословицы: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
Цель: развивать выразительность речи и понимание смысла пословицы.
Вечер: Чтение рассказа: «Спор ни о чём». Сестричка Гримм.
Цель: дать детям понятие, что без дружбы прожить нельзя.
Заключительный этап
- Фотовыставка детей «Дружная группа»
Выводы:
По итогам работы по проекту можно сделать следующие выводы, что у детей сформировались доброжелательные взаимоотношения друг к другу в группе.
Дети понимают значение слова дружба, знают, кто такие друзья и могут назвать своих друзей по имени и описать внешность (цвет глаз, волос, рост, назвать любимую игрушку или мультфильм). Мы заметили, что участвуя в коллективных постройках из строительного материала «Теремок», «Кораблик» дети общаются спокойно, без криков, помогают друг другу. Небольшими группами могут рассматривать картинки, иллюстрации в книгах. Больше играют вместе дружно и делятся игрушками. Знают вежливые слова: здороваются при встрече — прощаются, уходя домой, проявляют заботливое отношение друг к другу.
Приложение
Картотека игр на сплочение.
«Жизнь в лесу»
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает).
Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». ….
Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
«Общий круг»
Взрослый собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является создание круга). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда поздороваться с ребятами.
«Разговор сквозь стекло»
Взрослый помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но, помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать — бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли. Затем можно поменяться ролями.
«Найди своего брата или сестру»
Собрав детей вокруг себя, взрослый говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, «говорят» на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей. Дети ползают по группе, знакомятся друг с другом, говоря каждый на своем языке.
«Составные фигуры»
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был — видели его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» и т. д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди — хобот, за ним — голова, по бокам — уши и т. д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность. В качестве составной фигуры могут быть любые животные. Если детей в группе много — можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т. д.
«Злой дракон»
Для этой игры необходимо несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться 2-3 ребенка. В начале игры взрослый предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Взрослый ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.
«Живые куклы»
Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас —
Формирование доброжелательных отношений дошкольников 53
ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети поменяются ролями.
«Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль «заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу. Экспериментатор: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. (Не забывайте, что это конкурс.) Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами
Картотека мирилок для детей младшей группы
Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Не дерись
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Мирись, мирись
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Ссориться не будем
Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока мы будем жить!
Хватит сердиться
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Давайте все мириться
Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!
Давай дружить
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
Солнце
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Тёплый лучик
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Подружки
Давайте не ссориться подружки,
Нам ведь так грустно друг без дружки!
Мир – миром
Мир – миром,
Вареники с сыром,
Пирожки с маслом,
А мы друзья навсегда!
НОД по социально-коммуникативному развитию в младшей группе «Мы – друзья!»
Цель: Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: ватман с изображением грустного солнышка, детские ладошки, вырезанные из цветной бумаги; клееночки и клей-карандаш по количеству детей.
Ход НОД
-Ребята, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение? Может быть кто-то не выспался, может кому-то было грустно расставаться с мамой?
- Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
- Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
А кто такие друзья? Это дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
- Ребята, а какими должны быть друзья?
(дружные, хорошие, весёлые, интересные, вежливые и т. д.).
- А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
(обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.).
-А теперь, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она? (тёплая, ласковая, мягкая и т. д.).
- Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой.
А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза. Какие глаза у вашего друга?
(Воспитатель подходит к парам, спрашивает детей дети отвечают: ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.).
-Вам нравится ваш друг?
- Скажите ему тихо самые ласковые слова.
(Дети говорят: ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д.).
- В нашей группе дружат все мальчики и девочки! Давайте покажем, какие мы все дружные и поиграем!
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПАРНЫЙ ТАНЕЦ
«МИШКА С ДРУГОМ»
Исходное положение: танцоры в парах стоят лицом друг к другу
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
На месте качание с ноги на ногу
По тропинке громко топал- друга он пошел искать.
Топанье на месте
Где ты, где ты, мой товарищ?
«Козырёк »- ладошка ко лбу
Без тебя так трудно жить…
Ладошки к щечкам и покачивание головой
Встретил мишка наш лисёнка и сказал
Взяться в паре за руки
ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!
Сказать громко
Мишка с другом закружился — он в лесу устроил бал.
Кружение «лодочкой»
А потом остановился, по головке гладить стал.
Гладить друг друга по голове
Звери лапками стучали — вправо, влево, вверх и вниз.
Хлопки в разные стороны
И немножко потолкались, потолкались, потолкались…
Толкаться сцепленными руками
Ну, а после обнялись!
Обняться
Воспитатель обращает внимание детей на ватман с нарисованным грустным солнышком без лучиков.
- Ребята, посмотрите, какое солнышко на нас смотрит! Только оно, почему то грустное! Как вы думаете, почему солнышко грустит? (Нет лучиков).
- У солнышка нет лучиков! Ребята, давайте поможем солнышку сделаем ему лучики! А лучики у нас будут необычные, а в виде наших ладошек!
Дети берут разноцветные вырезанные ладошки и, используя клей-карандаш, наклеивают на ватман в виде лучиков солнышка. А на солнышко клеится улыбка.
- Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! Оно сразу заулыбалось, потому что солнышку понравились наши лучики!
-А теперь, ребята, давайте возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу.
(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)
(Аудиозапись песни «Улыбка»)
Воспитатель:- Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!
Консультация для родителей «Дружба детей»
«Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб»
Восточная мудрость.
Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый.
Понятие, противоположное дружбе, — эгоизм. Если человек — эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «дружба -…бескорыстная стойкая привязанность».
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки — буду с ним дружить, нет — не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
Родителям необходимо внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или огорчения.
Знаете ли вы друзей своего ребенка? Есть ли у него друзья? Не виноваты ли вы в этом? Вспомните, как вы встречаете друзей своего ребенка. Всегда ли вы доброжелательны к ним, приветливы, всегда ли вы им улыбаетесь?
Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство, ведь с друзьями легче и радостнее жить.
Иногда взрослые лишают своих детей права выбрать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагополучной семьи, или плохо учится, или плохо себя ведет. В таких случаях недостаточно просто запретить дружить, постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезное дело.
Родителям важно знать, умеет ли их ребенок быть хорошим товарищем, ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом и жалуется на него. Необходимо внушать детям, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, нужно не завидовать, а радоваться. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её. Чуткость, внимательность должны проявляться в любых мелочах. Нужно учить детей обращаться друг к другу, прислушиваться друг к другу.
В случае конфликта детей, они сами найдут выход из положения. При необходимости помочь детям решить спор по справедливости. Не запрещайте ребенку выполнить свои обещания по отношению к друзьям. Не будьте безразличными, а будьте уважительными к детям.
Диагностика усвоение знаний детьми в результате работы по проекту «Давайте дружить»
Фамилия, имя ребенка |
Знание о дружбе |
Знание о дружеских отношений |
Знание о добрых поступках |
Средний показатель |
||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
1 – низкий уровень
2 – средний уровень
3 – высокий уровень усвоения знаний.
Выводы:
На начало года с низким уровнем знаний о дружбе - 48%, со среднем уровнем знаний – 52%, с высоким – 0%. Знания о дружеских взаимоотношениях с низким уровнем знаний – 45%, с среднем 55%, с высоким – 0%. Знания о добрых поступках – 48%, с среднем уровнем знаний – 52%, с высоким – 0%. Средний показатель на начало года составил:
С низким уровнем – 49%, с среднем уровнем – 51%. В конце работы над проектом средний показатель знаний составляет – средний уровень – 49%, с высоким уровнем – 51, с низким уровнем – 0%.
В результате проделанной работы, дети стали добрыми, внимательными друг к другу. Работа над проектом помогла развить нравственные качества и толерантное отношение друг к другу, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. Дети понимают значение слова дружба, знают, кто такие друзья и могут назвать своих друзей по имени и описать внешность (цвет глаз, волос, рост, назвать любимую игрушку или мультфильм). Мы заметили, что участвуя в коллективных постройках из строительного материала «Теремок», «Кораблик» дети общаются спокойно, без криков, помогают друг другу. Небольшими группами могут рассматривать картинки, иллюстрации в книгах. Больше играют вместе дружно и делятся игрушками. Знают вежливые слова: здороваются при встрече — прощаются, уходя домой, проявляют заботливое отношение друг к другу (если кто-то заболел, если упал — то пожалеют).
А главное – мы стали относиться к друг другу более внимательнее.