Проект «Домашние животные» в младшей группе

Настоящий практико-значимый проект рассматривает практические наработки формирования экологического воспитания дошкольника в возрасте  3 — 4 лет в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении  центре развития ребенка – детском саду № 5 «Золушка».

Актуальность проекта:

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами животными, насекомыми и птицами. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что любое живое существо – это часть экосистемы и пищевой цепочки, но порой забывает об этом. Важно не только помнить об  этом и уметь грамотно донести до дошкольника. Ведь, ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе животных, правилах поведения в природе. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и  приемов.
Мы начали эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения — с территории детского сада, на которой находится макет деревни.  Так как всегда стоит помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно это и послужило для создания проблемной ситуации: Как познакомить детей с домашними животными в максимально приближенной к натуральной среде?
Цель проекта: Воспитание бережного отношения к окружающей природе на примере домашних животных.
Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме.
  2. Разработать технологию работы по формированию элементарных экологических представлений у младших дошкольников  по теме проекта

 

  1. Подобрать эффективные формы, методы и приемы по теме проекта.
  2. Разработать систему взаимодействия педагогов и родителей.
  3. Провести анализ, выявить результаты, наметить ориентиры дальнейшей работы.

Длительность проекта: 1 месяц  (краткосрочный)

Этапы проекта:

  1. 1.                  Организационный (28 сентября)

Выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, планирование деятельности.

  1. 2.                  Содержательный (с 29 сентября по 15 октября)

Практическая деятельность участников проекта: НОД,  беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, оформление выставки.

  1. 3.                  Результативный (16 октября)

Обобщение результатов проекта, анализ проделанной работы.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Тип проекта:  Познавательный

Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:

- Бережное отношение детей к природе, в частности к домашним животным

- Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде;
- Создание условий для проявления у детей наблюдательности, воображения;
-  Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, разучивание потешек, песенок, составления рассказов и т.п.;
- Развитие двигательных и мыслительных способностей.
• Для родителей:
- Совместное чтение художественной литературы о домашних животных;
- Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Практическая значимость. Разработанный проект направлен на детей 3-4 лет с целью воспитания бережного отношения к окружающей природе на примере домашних животных. Он позволил обогатить знания детей по экологическому воспитанию, развивал наблюдательность и любознательность.

Проект может быть использован педагогами ДОУ в практической деятельности на прогулках в осенний период.

Практическая часть.

Дошкольный возраст, а именно возраст ребенка с 3 до 5 лет -  это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; инновационные формы и методы работы, и особенно технология проектирования

Среди условий формирования экологического воспитания у дошкольников в ДОУ можно выделить следующие:

- Детский сад является кафедральным базовым образовательным учреждением Академии социального управления по теме: «Профессиональное развитие воспитателей по теме: «Ознакомление детей с природой» под руководством к.п.н., доцента, руководителя кафедры дошкольного образования Соломенниковой О.А.

- Систематическое проведение  непосредственно — образовательной деятельности по экологическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

-  Работа с родителями, направленная на поощрение ситуаций взаимодействия родителей и детей по экологическому воспитанию дошкольников.

Такая интеграция обеспечивает  учреждению положительную динамику по экологической  деятельности ДОУ.

Одним из наиболее эффективных методов формирования основ экологического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Реализация проекта «Домашние животные» позволяет задействовать различные виды детской деятельности:

Перспективное планирование проекта «Домашние животные» в младшей группе

1 неделя работы над проектом

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Рассматривание иллюстраций

На тему: «Домашние животные»

НОД Ф.Ц.К.М.

Тема: «Кошка в гости к нам пришла».

Д/И «Кто как кричит?»

Д/И «Мамы и их детки»

НОД Лепка

Тема:

«Накормим кошечку».

Беседа на тему: «Кошка и собака -  наши любимые друзья»

Самостоятельное рассказывание на тему: «Мое любимое животное»

НОД Ф.Э.М.П.

Тема: «Кошка в гости к нам пришла шары и кубики принесла».

Пальчиковая игра «Кот на печи…»

Д/И «Кто что ест?»

НОД Развитие речи

Тема: «Описание кошки»

Просмотр мультфильма

«Кто сказал МЯУ?»

Слушание произведения

«Кошечка» музыка М. Ломовой.

НОД Рисование.

«Клубочки для кошечки»

Игровое упражнение: «Составь животное»

Работа с воспитателями: Консультация «Как знакомить младших дошкольников с домашними животными»

 

2 неделя работы над проектом

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Упражнение «Дорисуй животное»

НОД Ф.Ц.К.М.

Тема: «Рассматривание картины  «Кошка с котятами»»

П/И «Лохматый пес»

Д/И «Животное домашнее или дикое?».

НОД Аппликация.

Тема: «Мячики для котят».

Беседа на тему: «Значение животных в жизни человека»

 

Слушание музыкального произведения «Кошка и котята» музыка В. Вилка.

НОД Ф.Э.М.П.

Тема: «Кошка в гости к нам пришла и игрушки принесла»

Пальчиковая игра «У зверей четыре лапы»

Чтение В. Сутеева «Кто сказал МЯУ?».

НОД Развитие речи:

Тема: «Собачка в гости к нам пришла».

Д/И «Разрезные картинки»

Строительная игра

«Построй домик для собачки» (счетные палочки)

НОД Рисование

Тема: «Травка для коровы».

Д/И «Кто что ест?»

Работа с родителями : Папка-раскладушка «Домашние животные и дети»

 

3 неделя работа над проектом

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Строительная игра

«Построим домики для домашних животных».

НОД

Ф.Ц.К.М.

Тема: «Рассказ воспитателя о том, кто живет в деревне?»

Пальчиковая игра: «У котенка лапки, мягкие подушки..»

Д/И «Чудесный мешочек» (узнай на ощупь домашних животных).

НОД Лепка.

Тема: «Подарок для собачки»

Рассматривание альбома «Домашние животные»

Разучивание потешки «Как у нашего кота..»

НОД

Ф.Э.М.П.

Тема: «Сравнение по величине домашних животных».

С/Р игра «Семья» сюжет «Мне подарили щенка».

Игра с перевоплощением «Кошка и собака».

НОД Развитие речи.

Рассматривание картины «Собака со щенятами»

Проблемная ситуация «Подбери домик для животных».

Отгадывание загадок о домашних животных.

НОД Рисование пальчиками «Как у нашего кота»

Настольно -печатная игра «Собери и угадай животное»

Работа с воспитателями:

Доклад «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с животными. Из опыта работы»

 

4 неделя работы над проектом

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Беседа: «Откуда берется молоко?».

НОД Ф.Э.М.П.

Тема: « Что изменилось?»

С/Р игра «Угощение» (особенности питания домашних животных)

Д/И «Мамы и их детки»

НОД Аппликация

Тема: «Домик для собачки».

Беседа-ситуация «Как мы заботимся о домашних животных»

Эксперемен-

тирование.

«Строим домик для собачки и коровы» (знакомство с разными материалами)

НОД Ф.Ц.К.М.
«В гости к бабушке в деревню».

П/И «Лохматый пес»

Просматривание презентации

«Домашние животные»

НОД Развитие речи.

Тема: «Беседа по книге Э. Успенского «Дядя Федор пес и кот. Домашние животные»»

Пальчиковая игра «У зверей четыре лапы»

Д/И «Накормим животных».

НОД Рисование.

Тема: «Нарисуй дорожку к домику собачки».

Игры с перевоплощением «Корова, кошка и собака»

Работа с родителями:

Консультация ««Домашние животные»

 

 17 октября

Презентация проекта: выставка рисунков  на тему «Домашние животные»  совместно с родителями.

Выводы:

В ходе реализации проекта «Домашние животные» в младшей группе   мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

Мы собрали богатый материал о домашних животных ,систематизировали его и обобщили как опыт работы в данной работе.
У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни домашних животных,    навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили активный словарь и пополнили словарный запас.

Список использованных источников:

  1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст]: метод.  пособие для педагогов ДОУ/  Т. М. Бондаренко. – Воронеж:     Учитель, 2007.- 159 с.
  2. Веретенникова,  С. А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст]: метод. пособие для педагогов ДОУ/ С. А.  Веретенникова. – М: Просвещение, 2013. — 145с.
  3.   Саморукова, Т. Г.  Как знакомить детей с природой. [Текст]: метод пособия для педагогов ДОУ /  Т. Г. Саморукова.-  М: Просвещение, 2011. — 231с.