Экспериментальный практикум для детей по сказке
«ПЕТУШОК И ЗЁРНЫШКО ФАСОЛИ»
Цель: Организация совместной экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
- Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздухом, водой, бумагой, зерном.
- Показать, как можно использовать элементы экспериментальной деятельности дома.
- Формировать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретённым опытом.
- Ø Вызвать у детей интерес к совместной исследовательской деятельности с детьми.
Демонстрационный материал: игрушки – петушок, курочка, дерево, листок, голубая ткань, гречка, горох, фасоль, ведро прозрачное, газовый платок, воздушный шар, скотч, зубочистки, два яйца (сырое, вареное), два блюдца.
Раздаточный материал:
Столы, клеёнки, целлофановые пакеты на каждого ребенка, семена укропа на каждого ребенка, жидкость для мытья посуды, одноразовые ложки нам каждого ребенка, бумажные цветы – 1 на двоих, глубокие прозрачные контейнеры, прямоугольные контейнеры на каждого ребенка, мыльные пузыри на каждого ребенка.
Ход
Звучит запись песни
«Песня Почемучек»
Воспитатель: Ребята, слова этой песни говорят о том, что все дети «Почемучки». Любят фантазировать и экспериментировать. Сегодня мы с вами постараемся найти на многие вопросы ответы.
А поможет нам в этом сказка «Петушок и зернышко фасоли»
Приглашаю Вас в сказку-действие.
Жили-были петушок да курочка. Решил петушок позавтракать, да захотелось ему зёрнышком фасоли угоститься. Но на беду у хозяйки всё зерно в ведре было перемешано – греча, горох, да фасоль.
Как петушку помочь – быстро рассортировать зерно?
ОПЫТ: «ЗОЛУШКА» (проводит педагог)
Задача: Быстро отделить зёрна фасоли от гречихи и гороха.
Материалы: Прозрачные емкости с крышкой, ёмкости для круп, зёрна фасоли, гороха, гречихи.
Действия: Осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой: более крупные зёрна фасоли окажутся сверху; гречиха и горох провалятся вниз.
Выбрал петушок зёрнышко фасоли.
- Ко-ко-ко, курочка, съешь зёрнышко фасоли.
- Ко-ко-ко, петушок ешь сам.
Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:
- Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться.
Побежала курочка к речке:
- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился зёрнышком фасоли.
Речка говорит:
- Сходи к липке и попроси листок, тогда дам водицы.
Побежала курочка к липке. А липка росла на утёсе высоко — высоко.
Поднялась курочка – устала очень.
- Липка, липка, дай мне листок: отнесу листок к речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился зёрнышком фасоли.
- Дам я тебе листочек, только как ты вниз спустишься. Устала ведь очень.
- А я воздух поймаю и спущусь вниз.
Воспитатель: Как можно поймать воздух и можно ли его поймать?
(варианты ответов с показом)
ОПЫТ: «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?» (выполняется детьми и педагогами)
Задача: Поймать воздух газовым платком, целлофановым пакетом, мыльным пузырём, воздушным шариком и т.д.
Показать, что воздух занимает место, и он прозрачен.
Материалы: Газовый платок, целлофановые пакеты, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Действия: Взять газовый платок за четыре конца (удобно делать вдвоём), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.
Курочка решила спускаться на воздушном шарике. Но тут подул сильный ветер. Испугалась курочка, что ветер унесёт её далеко, да и решила проколоть шарик.
Воспитатель: — А можно ли проколоть шарик так, чтобы он не лопнул?
ОПЫТ: «ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК» (выполняется педагогом)
Задача: Проткнуть волшебный шарик без вреда для него.
Материалы: Воздушные шарики, скотч, зубные палочки, нитки.
Действия: Надуйте воздушные шарики. Наклейте на воздушный шарик с двух сторон по кусочку скотча и проткните шарик.
Опустилась курочка к речке, захотела немного отдохнуть. И мы давайте с вами отдохнем.
Видео – физминутка «Чударики – самолет»
Отдохнула курочка, захотела набрать водицы, а к ней по воде быстро сбежались маленькие любопытные водомерки. Как разогнать водомерок не промочив крыльев?
ОПЫТ: «ЧУДЕСНОЕ СРЕДСТВО» (выполняется детьми)
Задача: Не намочив рук, очистить поверхность воды от семян укропа.
Материалы: Емкость с водой, семена укропа, жидкость для мытья посуды.
Действия: В емкость с водой насыпать семена укропа (тальк, мука). Капнуть в середину немного жидкого мыла.
Вывод: Моющая жидкость расталкивает семена укропа по мере того, как она растекается.
Разбежались по воде водомерки, и расцвела прекрасная лилия.
ОПЫТ: «ЦВЕТОК ЛОТОСА» (выполняется детьми)
Задача: Показать, как бумага впитывает воду и тяжелеет.
Материалы: Цветы из бумаги с длинными лепестками. Лепестки цветка при помощи карандаша закручены к центру, емкости с водой.
Действия: В емкость с водой опустите бумажные цветы и наблюдайте. Лепестки начнут распускаться.
Вывод: Бумага намокает и становится постепенно тяжелее – лепестки раскрываются.
Набрала курочка водицы в листочек, отнесла петушку, петушок напился, и проскочило зёрнышко. Запел петушок:
- Ку-ка-ре-ку!
А курочка от радости снесла яичко, да не одно, а два. Правда, одно яичко — сырое, а другое — варёное. Как определить, где какое?
ОПЫТ: «ВАРЁНОЕ ИЛИ СЫРОЕ?» (выполняется педагогом)
Задача: Определить где яйцо сырое, а где варёное.
Материалы: Два яйца – сырое и вареное, блюдца для яиц, салфетки.
Действия: Покрутить на ровной поверхности (стол) два яйца – варёное будет крутиться вокруг своей оси, а сырое — нет.
Объяснение: Содержимое сырого яйца – жидкое. Желток и белок перемещаются внутри (можно услышать, если поднести к уху и потрясти) и мешают яйцу раскрутиться. А вот содержимое варёного яйца – твёрдое и позволяет ему вращаться. Варёное яйцо крутится хорошо, так как желток и белок одно целое. (Предложите проверить, разбив яйцо.)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, как называется сказка в которой мы сегодня побывали? Что вам понравилось больше всего в сказке? Как курочка смогла прогнать водомерок? С помощью чего можно поймать воздух?
Как быстро отсортировать зерно? Как узнать яйцо вареное или сырое?