Конспект занятия по непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ»

Ключевые слова: конспект; познание; технологии; презентация; циферблат; время; часы; путешествие; солнечные; водяные; огненные; песочные; механические; кварцевые.

Пояснительная записка: конспект занятия «Путешествие в прошлое часов» ориентирован на проявление интереса детей к истории часов, в процессе НОД воспитанники получат знания о принципах работы часов и их роли в жизни человека, через познавательный диалог со взрослым. Данный материал будет полезен педагогам ДОО рассчитан на старший дошкольный возраст.

Актуальность

Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены на приобретение детьми опыта в игровой и познавательно-исследовательской деятельности. При этом содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о понятии времени.

Согласно ФГОС в содержание образовательной области познавательное развитие включена задача: «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений в пространстве и времени»

Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, целенаправленность, собранность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит, нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям.

Цель: расширение представлений у старших дошкольников о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные

формировать умения детей определять время по часам с точностью до одного часа;

формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;

Развивающие

развивать исследовательский интерес, любознательность, логическое мышление и

творческое воображение;

развивать умения детей проводить простейшие опыты с водой и светом;

развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми с помощью чёткого и

последовательного изложения своих мыслей, в употреблении сложноподчинённых

предложений с союзом «потому, что»;

Воспитательные

воспитывать интерес к технике, к истории создания предметов; воспитывать ценностное отношение к труду других людей, его результатам.

Технологии: технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, здоровьеcберегающая технология, игровая технология.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приёмы: наглядные приёмы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления солнечных и водяных часов)

Практические приёмы: (упражнение (подражательное), моделирование - изготовление солнечных и водяных часов)

Cловесные приёмы: (проблемная ситуация, поиск правильных решений, рассказ, комментирование наглядного материала, объяснение, рефлексия)

Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра, упражнение на дыхание)

Оборудование:

Демонcтрационный: телевизор, ноутбук, презентация, разные виды часов, лампа,

циферблат, пустая коробка

Раздаточный: деревянные часы по количеству детей, 4 штуки песочных часов (1 минута),

4 кувшина с водой, 4 маркера, 4 пластиковых бутылки, предварительно разрезанные на две части.

Предварительная работа.

Беcеды:

«Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часов совсем не будет?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Как измерить время?», «Современные часы», «Часы бдущего»

Чтение художественной литературы:

«Тик — Так» О. Анофриев, «Стихи о человеке и его часах» (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.

Дидактические игры:

«Часы и время», «Ходят стрелочки по кругу», «Пазлы соберешь — час найдешь»,

«Будильник»

Просмотр развивающих мультфильмов:

«Учим время по часам», «Фиксики — История вещей – Часы»

Презентация:

«Экскурсия в виртуальный «Музей часов»

Исследовательски-опытническая деятельность:

опыты с песочными, с огненными (свеча), с водяными часами, эксперимент с секундомером.

Задания на НОД по ФЭМП и на кружке «Занимательная математика»

«Соедини по точкам», «Который час?», «Дорисуй вторую половину»

Рисование:

«Нарисуй часы, которые есть у тебя дома», «Часы будущего»

Ручной труд:

«Наручные часы» (подарок папе ко дню защитника Отечества), изготовление водяных часов и солнечных часов.

Взаимодействие с родителями:

создание мини – родительских проектов о разных видах часов и их истории.

Данная разработка была апробирована 23 марта 2017 года на городском методическом объединении для воспитателей подготовительных групп к школе на тему: «Организация и руководство детской проектной деятельностью».   Руководитель ГМО подготовительных к школе групп Кондакова М.А. подвела итоги, где все присутствующие пришли к единогласному мнению, что детская проектная деятельность в ДОО способствует повышению качества образовательного процесса, служит повышению мотивации воспитанников, обеспечивает их готовность к самостоятельному решению широкого спектра проблем в условиях современного общества и привлекает к сотрудничеству большее количество родителей.

Ход НОД:

На экране заставка «Наша группа «Радуга» (дети в свободной деятельности)

Воспитатель: ребята, подойдите ко мне, посмотрите, что я сегодня вам принесла (показывает коробку)

Хотите узнать, что в ней? Послушайте загадку:

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Что нельзя возвратить?

Дети: Это время.

Воспитатель открывает коробку, а там пусто.

Почему в коробке нет ничего?

Дети: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда идет вперед, его нельзя вернуть назад.

Воспитатель: А для чего нам знать, который сейчас час?

Дети: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.

Воспитатель: Правильно, ребята. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Как вы думаете, что это?

Дети: Это часы.

Воспитатель: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Назовите, какие вы знаете часы? (солнечные, водяные, огненные, песочные, механические, кварцевые, электронные)

Воспитатель: А как вы думаете, по каким из этих часов можно определить точное время? (ответы детей)

Чтобы нам получить правильный ответ, приглашаю вас совершить путешествие в далекие времена и узнать, умели ли люди уже тогда определять точное время. Мы отправимся с вами в путешествие на машине времени. (слайд)

(дети садятся на стулья)

Но чтобы она заработала скажем такие слова:

Лишь закроем глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

в прошлом сможем очутиться.

Время, время остановим

часы пойдут назад,

Мы узнаем, что же было

Много, много лет назад.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (слайд)

Вы узнали эти часы? Хотите узнать более подробно об этих часах? Наши ребята вместе с родителями, нашли интересную информацию, которой хотят поделится с нами.

«Солнечные часы» (слайд)

1 ребенок: часов раньше не было и люди придумали солнечные часы, их называли древним греческим именем — Гномон. У них был циферблат и стержень. А кто знает, что это такое циферблат? (ответы детей)

Циферблат (т. е. круг) таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стержень служил стрелкой часов, отбрасывающий тень на циферблат.

А теперь мы с вами попробуем вместе представить солнечные часы. Лампа будет нам заменять солнце.

Я у солнышка спросила -

Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило,

Показало!? Вот те раз?

Но потом я догадалась!

Палочку воткнула в круг,

Числа, циферки — все тут!

Тень от палочки мгновенно

Показала мне тот час!

Только помнить нужно — север

На двенадцати у нас!

Вот смотрите, циферблат, стержень (заранее приготовленные предметы) представим, что наше солнце находится здесь (ребенок поворочает лампу и тень от стержня попадает на цифры)

Pебята, сколько времени сейчас показывают часы?

А были ли они удобными солнечные часы?

Почему нет?

Всё правильно, молодцы! Да, такими часами люди пользовались не долго, они не удобны. «Часы – петух» (слайд)

2 ребенок: Узнавали люди время и по живым часам. Это был петух. Ещё не взошло солнце, а петух уже кричит, будит хозяев… Просыпайтесь! Довольно спать!

А легко ли по пению петуха определить время?

А если нет петуха?

Как узнать время ночью, когда нет солнца, и звёзды не светят в пасмурную погоду?

придумал человек часы более надежные.

«Водяные часы» (слайд)

3 ребенок: А я расскажу про другие часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду, капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки-отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Как назывались такие часы?

Удобны ли они?

Почему?

Воспитатель: давайте сами попробуем сделать водяные часы.

Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой. Дети разбиваются тройками и проходят к столам.

Практическая работа под музыку.

Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

Воспитатель: Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети: Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

Воспитатель: Похоже, устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.

Песочными часами, как вы думаете, где пользуются люди? Удобны ли они? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как много всего знаете, но пришло время немного отдохнуть.

Фикультминутка.

Дети образуют круг.

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево — вправо)

в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь, (наклоны вперед, закрываем и открываем лицо руками)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо) Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)

часы идут, идут, (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Воспитатель: продолжаем путешествие.

(дети садятся на стулья)

«Огненные часы» (слайд)

4 ребенок: Я вам расскажу про свечу. Свеча — это тоже часы.

На свечу наносили метки. Сгорание отрезка свечи между метками соответствовало

определенному промежутку времени.

Но такие часы были не точными.

Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами?

Чем они могли быть опасными?

Воспитатель: Чтобы не случилось пожара, мы немного поиграем (игра стоя)

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Задуй свечу»

Цель: снять психическое напряжение.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы

трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить

звук «у»

Воспитатель: Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. И я предлагаю вернуться на машине времени в наше время.

Лишь стоит нам закрыть глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

И в настоящем сможем очутиться.

Давайте, ребята пройдем на нашу выставку часов.

Выходит, экскурсовод – ребенок под музыку:

Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашей выставке часов. Посмотрите на все эти часы.

Что общего у большинства этих часов (циферблат, стрелки)

А внутри них что? (Механизм)

Значит, эти часы называются? (механическими)

(Рассмотреть часы: циферблат, стрелки).

Экскурсовод обращает внимание на электронные часы.

Расскажите, что вы знаете об этих часах (у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока)

Экскурсовод: Я наблюдала за вами, как вы путешествовали, искали ответ на вопрос – какие часы самые точные.

Нашли ли вы ответ на свой вопрос?

Дети: Да, механические часы, считаются самыми точными.

Экскурсовод – ребенок: A хотите научиться определять время по часам?

Дидактическая игра «Ходят стрелочки по кругу»

Цель: формирование умений у детей определять время на часах с точностью до часа.

Дидактические задачи: уточнять и развивать у детей временные представления; развивать память, логическое мышление.

Дидактические правила:

Проговаривая считалку, дети крутят стрелки часов. На последние определенные слова ведущего, дети останавливают стрелки в нужном положении.

Ход игры:

Дети сидят за столами. Ведущий предлагает детям вместе с ними проговорить заученный раннее стих. На последнюю строчку стихотворения ведущий называет определенное время, и игроки выставляют нужный час.

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу, (дети крутят стрелки на деревянных часах)

хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

7 часов нам покажите!

Игра повторяется несколько раз водящий называет разные числа. Экскурсовод дарит эти детям часы.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на занятии?

Чем бы могли поделиться со своими друзьями?

Список литературы:

1.Д. Галенс «Книга ответов для почемучки» — Харьков: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

2.Детская энциклопедия «Как делают разные вещи»;

3. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

4. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство, «Просвещение», 1991

5.Мельников И. «Про часы и о часах»: Издательство «Детская литература»,1983г.;

6.Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000 и другие интернет – ресурсы.

Памятка для педагогов «Индивидуальные и коллективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И  КОЛЛЕКТИВНЫЕ  ФОРМЫ  РАБОТЫ

Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй  воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями. Цель первого прихода педагога заключается чаще всего в изучении общих условий семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, знакомство с опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д.

При посещении семьи важно соблюдать следующие условия:

  1. необходимо предварительно договориться о посещении семьи с родителями ребёнка, обозначить цели прихода: познакомиться с тем, как живёт ребёнок дома, чем занимается, узнать, что беспокоит родителей;
  2. визит не должен занимать более 15–20 минут, иначе он может стать обременительным для родителей;
  3. беседу вести в спокойных, доброжелательных тонах по заранее продуманным вопросам; необходимо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным; советы (единичные!) давать тактично и ненавязчиво;
  4. желательно общаться с родителями при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Это один из наиболее эффективных видов работы по изучению семьи и установлению плодотворных контактов с её членами. Однако в настоящее время бывает трудно реализовать данную форму  взаимодействия, т.к. из-за экономической нестабильности большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.  В этом случае становиться важным использование других видов и методов  работы по изучению семьи и особенностей семейного воспитания: анкетирование, опрос, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком, анализ детских рисунков, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребёнок» и т.д.

Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании  им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и  родители являются активными участниками обсуждения.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главной теме. В ходе беседы необходимо так ставить вопросы, чтобы родители активно на них отвечали и приводили примеры из собственного опыта.

Если беседа возникла стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у них интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Консультации

Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить  с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, групповыми и индивидуальными. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически, на год рекомендуется планировать 3-4 консультации в год продолжительностью по 30 – 40 минут. Тематика консультаций разнообразна и определяется задачами воспитания ребёнка определённой возрастной группы, потребностями и интересами родителей воспитанников. Перспективный план консультаций составляется педагогами в начале учебного года на основе годового плана работы ДОУ.

Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Родительские собрания  —  целесообразная и действенная форма работы воспитателей  с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их  с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов.

Повестка дня родительских собраний включает:

  1. педагогическую беседу или выступление по наиболее важной в данный момент теме;
  2. выступления старшей медицинской сестры;
  3. выступления специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель ИЗО, инструктор по физическому воспитанию и др.);
  4. сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания;
  5. обсуждение текущих организационных вопросов.

Важно заранее запланировать интересные выступления родителей, отвести время для их вопросов по актуальным проблемам. Очень интересно проходят собрания, в которых участвуют приглашённые специалисты или предусмотрены открытые просмотры определённых форм работы с детьми, а так же оформлен разнообразный наглядный материал.

Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д.

Конференции

В настоящее время дошкольные учреждения всё чаще стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей и могут носить научно-практический или теоретический характер. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Она проводится раз в год, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей, организацию детских выставок, концертов, материалов, отражающих работу детского сада и т.д.

Структура может быть следующей:

  1. вступительное слово руководителя дошкольного учреждения;
  2. выступления родителей (3-5) о семейном опыте по данной проблеме;
  3. видеофильмы;
  4. вопросы желающих, обсуждение проблемы;
  5. выступления детей
  6. подведение итогов.

«Круглый стол» -  предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и  устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ.

Семинары – практикумы

Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам  взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары — практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов,  мастер-классов, разборы проблемных ситуаций по видеосъёмкам, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.

Их проведением и организацией занимаются как воспитатели, так и специалисты дошкольного учреждения: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитании, воспитатель ИЗО и другие.

Клубы по интересам

В отличие от родительских собраний, в основе которых чаще лежит назидательно-поучительная форма общения, работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку, а так же решаются вопросы овладения практическими умениями, необходимыми родителям в воспитании детей. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Клубы могут быть организованы только для родителей («Музыкальная гостиная», «Клуб бабушек», «Клуб здоровья») или для совместной творческой деятельности детей и родителей («В мире интересного», «Волшебная кисточка», «Сибирячки — здоровячки»).

Организация  совместных мероприятий может выражаться в разных видах работы:

  1. участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу;
  2. участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;
  3. участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;
  4. участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)
  5. участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории.

Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий 

Дни открытых дверей рекомендуется проводить 2-3 раза в год  в назначенные числа по заранее составленному плану. В эти дни родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе.  Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса.

Подготовка к встрече родителей должна начинаться задолго до намеченного срока. Необходимо  тщательно продумать содержание воспитательно-образовательной работы на этот день и спланировать, что именно показать родителям, учитывая их интересы и возраст детей.

Деятельность родителей включает экскурсию по дошкольному учреждению, наблюдение за проведением занятий, режимных моментов, разных видов детской деятельности и последующее обсуждение увиденного, обмен впечатлениями.

Цель экскурсии – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка. Во время экскурсии  полезно обратить внимание родителей на особенности построения  предметно-развивающей среды, организации режима дня, оздоровительных процедур и т.д.

Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей должно носить не только показательный, но и учебный характер. Поэтому при подготовке к открытому занятию педагогам необходимо продумать вопросы для  последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своего ребёнка.

Наряду с организованными просмотрами родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу и понаблюдать за ребёнком, при этом они обязаны заранее ставить в известность воспитателя о своём посещении. 

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы  и папки – раскладушки. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей, включающий:

  1. материалы информационного характера: сведения об антропометрических данных детей, режим дня группы, правила для родителей, информация о времени консультативного приёма администрации и специалистов ДОУ, объявления различного характера;
  2. материалы педагогического характера: консультации по различным темам,  рекомендации, план работы с детьми на неделю, фотографии из жизни детей в детском саду, творческие отчёты и т.д.

Требования к оформлению уголка для родителей:

  1. информация должна быть динамичной; желательно раз в две недели обновлять материал на стенде для родителей;
  2. стенд должен быть красочно оформлен, при этом следует использовать не только рисунки, но и плакаты, фотографии из жизни детей в детском саду; не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек;
  3. текстовой материал обязательно должен сопровождаться иллюстрациями, привлекающими внимание родителей; иллюстративный материал не должен быть мелким, хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж;
  4. для систематизации содержания уголка все материалы можно расположить по различным разделам

Рекомендуемые  разделы уголка для родителей:

  1. Общая информация: режим дня, возрастные особенности детей группы, расписание занятий, правила для родителей по посещению ребёнком детского сада и т.д.;
  2. Консультации специалистов: советы и рекомендации медицинских работников, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
  3. Речевой уголок;
  4. Выставочный стенд, куда помещаются рисунки, поделки, которые дети изготовили в течение дня.
  5. Советы родителей: в этом разделе родители могут обратиться с каким-либо предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и т.д.
  6. Доска объявлений: на неё помещается официальная информация (дата и повестка родительского собрания, информация об оплате за детский сад, объявления различного характера и др.).
  7. Меню

Важно отметить, что только часть родителей по своей инициативе систематически будет знакомиться с содержанием стендов. Поэтому педагогам необходимо привлекать к ним внимание взрослых членов семьи, рекомендовать некоторые материалы для более внимательного ознакомления, использовать их при проведении индивидуальных и подгрупповых бесед.

Папки-раскладушки, папки- передвижки

В папках вниманию родителей предлагается тематическая информация, охватывающая разные вопросы воспитания и обучения дошкольников. Папки-раскладушки обычно размешаются в уголке для родителей, а папки- передвижки родители могут взять домой на неделю, после чего обсудить содержание помешённого в них материала с педагогами.

Информацию в них рекомендуется обновлять два – три раза в месяц. Поскольку папки – передвижки должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию, то соотношение текста  и иллюстраций должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 – иллюстрации). Однако не следует  перегружать папки наглядными материалами, т.к. повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать взрослых и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.

Каждый день в  уголках для родителей должны быть представлены материалы о минувшем дне в  виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую учили и т.д.  Рекомендуется иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой мамы и папы могли бы обратиться с каким–нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и др.

Тематические выставки 

Целью тематических выставок является дополнение словесной информации для родителей различными пособиями, игрушками, натуральными предметами, изготовленными детьми, педагогами и родителями. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определённой теме, найти статьи в газетах, журналах, сделать выкройки игрушек – самоделок, какие – либо пособия.

Тематические выставки создаются для родительского коллектива всего сада или для родителей одной группы. Они могут быть приурочены к родительскому собранию, конференции, праздничным мероприятиям и т.д.

Памятки, рекомендации, буклеты

Они могут носить различный характер:

  1. рекламный: знакомство родителей с дополнительными услугами ДОУ, реклама какого-либо направления работы с дошкольниками и др.
  2. информационно-просветительский: рекомендации и конкретные советы педагогов и специалистов по определённым темам, которые интересуют родителей.

Все рекомендации и советы на определённую тему должны носить чёткий и лаконичный характер, опираться на практический (жизненный опыт) родителей дошкольников.

Информационные корзины

(телефон доверия, родительская почта)

Удачная форма взаимодействия для согласования работы образовательного учреждения и родителей воспитанников. «Информационные корзины» используются для того, чтобы каждый родитель в удобное для себя время мог внести предложения, замечания, обозначить интересующие его темы или проблемы. На основании этих записей корректируется административно-хозяйственная, методическая, воспитательно-образовательная, психологическая, медицинская работа ДОУ, определяется круг вопросов, интересующих большинство родителей и форма ответов на них.

Выпуск журнала, газеты

Цель газеты или журнала – сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы, обсудить волнующие их темы.

В создании газеты принимают участие администрация ДОУ, педагоги, специалисты, родители и дети. Для систематизации материала в газете можно выделить постоянные рубрики («Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Весёлая минутка», «Большое спасибо» и т.д.), а так же сменные рубрики, подбираемые в соответствии с интересами родителей. В каждом номере газеты можно размещать задания и игры, которые дети могут выполнять вместе с родителями. Очень интересны родителям будут фотографии, иллюстрирующие материал газеты.

Творческие конкурсы

Такие конкурсы предполагают выставку разнообразных материалов и поделок, изготовленных совместно родителями и детьми.

Презентация группы

Проводится с целью ознакомления родителей с условиями группы, программой развития детей данной группы, а так же особенностями организации различных видов детской деятельности. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , а так же имеют возможность изучить особенности  построения предметного пространства группы.

Библиотечки для родителей

Она может включать в себя книги, журналы и газеты по интересующим родителей проблемам, а так же  подборку музыкальных произведений для дошкольников, обучающих и познавательных видеофильмов, компьютерных игр.

Важно следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составлять аннотации новинок, привлекать родителей к пополнению библиотечного фонда.

Видеоматериалы

Эта форма педагогического взаимодействия с родителями предполагает широкое использование как короткометражных научно – популярных, обучающих  фильмов, так и видеосюжетов из жизни детей в ДОУ.  Использование видеокамеры  помогает родителям увидеть своих детей в естественной обстановке детского сада и сделать соответствующие выводы. Видеофильмы могут предлагаться родителям для домашнего просмотра  или использоваться как наглядное дополнение других  форм работы (родительские собрания, консультации, семинары и т.д.).