Консультация для воспитателей: «Как научиться мерить ВРЕМЯ?»

Тема «Время» очень интересна, но и сложна для детей. Как и любое живое существо, ребенок подчиняется внутренним «биологическим часам». Однако, подчинение это неосознанное, не связанное с понятиями и представлениями. Процесс формирования представлений о времени можно было бы облегчить. Для этого необходимо развить у детей чувство времени, сделать его «обостренным» и сознательно контролируемым. Необходимо найти такие образы и такие виды деятельности, которые поразили бы ребенка и заставили его воспринять время «чувственно».

В системе Монтессори разработана система специальных упражнений, где время выполнения заданий ограничено. Например, трем детям предлагается совместно начертить треугольник. Одной рукой каждый из них держится за общую веревочку. На упражнение дается 15 секунд. Дети по сигналу начинают и по сигналу заканчивают. Одна тройка, возможно, уложится в заданное время, другая – нет, третья – закончит раньше отведенного времени. Результаты обсуждаются, анализируются причины неудач, дети учатся соотносить действие с отпущенным на него временем. В качестве ограничителя временного отрезка можно использовать песочные часы.

Песочные часы могут пригодиться и в упражнении на самоконтроль, которое называется «Давайте помолчим». Детям показывают, как действуют песочные часы. Затем, закрывают их ширмочкой и переворачивают. Ребята должны молчать столько времени, сколько по их времени потребуется для того, чтобы песок пересыпался. Все по — разному определяют этот временной отрезок. Поэтому, легко сделать вывод: для каждого человека в отдельности время движется с разной скоростью (для одних — быстрее, для других – медленнее). Можно подробнее поговорить об этом с детьми: вспомнить, как томительно тянутся дни перед днем рождения и как быстро кончаются выходные. Когда болеешь, время идет так медленно, а в праздники – просто летит! И для разных людей эти периоды не совпадают. Поэтому потребовалось найти такую единицу измерения времени, которая не зависела бы от восприятия каждого отдельного человека.

Так мы переходим к истории человеческих представлений о времени. Можно детям задать вопрос: «Что замечали все люди без исключения?» Скорее всего, получите ответ: «Наступление дня и ночи». Педагог может уточнить, что самыми древними «часами», которые никогда не ломались и не останавливались, было Солнце. День сменяет ночь, ночь – день. Ночь и день вместе называются сутками. Сутки и были древнейшей единицей измерения времени. Потом люди стали внимательнее наблюдать за путешествием Солнца по небу днем и за перемещением звезд ночью. Педагог раскрывает над головой черный зонт, усыпанный звездами. Занятие можно проводить на ковре и дети увидят над собой купол – модель ночного небосвода. «Люди заметили,- продолжает педагог,- что звезды на небе медленно перемещаются (зонтик начинает вращаться). Все, кроме одной. (Одна звезда укреплена прямо над ручкой зонта). От нее к другим звездам словно тянутся невидимые ниточки. За это «постоянство» люди назвали звезду Гвоздем неба, а позднее – Полярная звезда. Недалеко от нее находятся семь звезд в виде ковша с ручкой — Созвездие Большой Медведицы. За ночь Большая Медведица обходит полкруга своего небесного пути вокруг Полярной звезды. Что это нам напоминает? Конечно же, всем знакомый циферблат часов, только вместо стрелки на нем звездочки, меняющие свое положение относительно Полярной звезды.

Можно рассказать и про солнечные часы древних греков, где роль стрелки играла тень колышка определенной высоты. И после того, как ребенок понял, откуда взялись привычные нам часы, можно перейти к знакомству с современными единицами измерения времени: часы, минуты, секунды, и к формированию конкретных навыков определения времени. Материал в такой последовательности заставляет относиться ко времени и его измерению уважительно.

Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке к школе.

План проведения:

1. Вступительное слово (введение в проблему).

2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу».

3. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Рекомендации родителям» (приложение 2), «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» (приложение 1)

Ход собрания:

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем собрании.

Вот и наступил последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе -новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

Физическое здоровье ребёнка.

Развитый интеллект ребёнка.

Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

Выносливость и работоспособность.

Умение ребёнка читать и считать.

Аккуратность и дисциплинированность.

Хорошая память и внимание

Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

К первому классу ребенок должен:

- уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

- Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.

- Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

- Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

- Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все эти произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Успех ребёнка в школе зависит от:

- психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;

- развития процессов: мышления, памяти, внимания;

- развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность к школе возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка — дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением.

Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем? 

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок.

Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3,5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.

Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор, компьютер. При этом в компьютерной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а ребенок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. (Родителям раздаются памятки «Что должен знать и уметь ребенок перед школой» (приложение 1).

Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:

раскрашивание; вырезывание; штриховка; лепка; застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек; закручивание и раскручивание гаек; перебирание крупы; мозаика.

Вы, родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В соответствии со статьей («Закона об образовании»), родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. Дошкольное учреждение — помощник в реализации данных задач.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!

Статья «Сотрудничество педагогов с родителями (законными представителями) ребенка – дошкольника в контексте ФГОС дошкольного образования: современные подходы и перспективы»

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия дошкольных учреждений и родителей. В статье описывается организация сотрудничества ДОУ с семьей, рассмотрены различные формы такого взаимодействия.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.   В.А.Сухомлинский 

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
• обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, развития общи интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- конкурсы и выставки совместных работ детей и родителей (оказывают большое влияние на повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность, содействуют развитию их творческой активности, сплачивают родителей и детей совместным творчеством)
- сайты ДОУ и педагогов (создают условия для интерактивной формы взаимодействия всех участников единого образовательного пространства (педагогов, воспитанников и их родителей)

- создание семейных проектов (семейное проектирование — это когда семья вместе с ребёнком решает значимую для них проблему: участие в конкурсе, выставке, создание семейных гербов, родословной, поездка на экскурсию, создание презентации)

- создание «Клуба по интересам» (общение и развитие, поиск единомышленников по интересам, обмен опытом, знаниями)

- создание «Клуба выходного дня» (создание условий для обеспечения активного эмоционально — насыщенного отдыха с семьями воспитанников)

- «Гость группы» (родителей привлекаем рассказать о своей профессии, научить играть в игру, рассказать о своем увлечении и семейных традициях);

- Акции (акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение; с помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме)

- Семейная художественная студия «Умельцы» – это своего рода мастерская, объединяющая семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога;

- Дни добрых дел (это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно — развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями)

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте, то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считает наиболее подходящее;
- Это укрепление внутри семейных связей.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семьи.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Родители у нас – народ прекрасный.

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только сотрудничество и труд

Нам личность в будущем дадут!

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Прилож. к приказу Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 

2.Любчик С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи/ Управление ДОУ. 2013. № 6.

3.Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. — М.;Просвещение,2015.-126с.