Статья «Сотрудничество педагогов с родителями (законными представителями) ребенка – дошкольника в контексте ФГОС дошкольного образования: современные подходы и перспективы»

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия дошкольных учреждений и родителей. В статье описывается организация сотрудничества ДОУ с семьей, рассмотрены различные формы такого взаимодействия.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.   В.А.Сухомлинский 

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
• обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, развития общи интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- конкурсы и выставки совместных работ детей и родителей (оказывают большое влияние на повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность, содействуют развитию их творческой активности, сплачивают родителей и детей совместным творчеством)
- сайты ДОУ и педагогов (создают условия для интерактивной формы взаимодействия всех участников единого образовательного пространства (педагогов, воспитанников и их родителей)

- создание семейных проектов (семейное проектирование — это когда семья вместе с ребёнком решает значимую для них проблему: участие в конкурсе, выставке, создание семейных гербов, родословной, поездка на экскурсию, создание презентации)

- создание «Клуба по интересам» (общение и развитие, поиск единомышленников по интересам, обмен опытом, знаниями)

- создание «Клуба выходного дня» (создание условий для обеспечения активного эмоционально — насыщенного отдыха с семьями воспитанников)

- «Гость группы» (родителей привлекаем рассказать о своей профессии, научить играть в игру, рассказать о своем увлечении и семейных традициях);

- Акции (акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение; с помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме)

- Семейная художественная студия «Умельцы» – это своего рода мастерская, объединяющая семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога;

- Дни добрых дел (это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно — развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями)

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте, то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считает наиболее подходящее;
- Это укрепление внутри семейных связей.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семьи.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Родители у нас – народ прекрасный.

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только сотрудничество и труд

Нам личность в будущем дадут!

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Прилож. к приказу Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 

2.Любчик С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи/ Управление ДОУ. 2013. № 6.

3.Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. — М.;Просвещение,2015.-126с.
 

 

Статья «Сотрудничество педагогов с родителями (законными представителями) ребенка- дошкольника в контексте ФГОС дошкольного образования: современные подходы и перспективы»

Сотрудничество педагогов с родителями (законными представителями) ребенка дошкольника в контексте ФГОС дошкольного образования