КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ»
Ключевые слова: конспект; познание; технологии; презентация; циферблат; время; часы; путешествие; солнечные; водяные; огненные; песочные; механические; кварцевые.
Пояснительная записка: конспект занятия «Путешествие в прошлое часов» ориентирован на проявление интереса детей к истории часов, в процессе НОД воспитанники получат знания о принципах работы часов и их роли в жизни человека, через познавательный диалог со взрослым. Данный материал будет полезен педагогам ДОО рассчитан на старший дошкольный возраст.
Актуальность
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены на приобретение детьми опыта в игровой и познавательно-исследовательской деятельности. При этом содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о понятии времени.
Согласно ФГОС в содержание образовательной области познавательное развитие включена задача: «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений в пространстве и времени»
Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, целенаправленность, собранность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит, нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям.
Цель: расширение представлений у старших дошкольников о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека.
Задачи:
Образовательные
формировать умения детей определять время по часам с точностью до одного часа;
формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;
Развивающие
развивать исследовательский интерес, любознательность, логическое мышление и
творческое воображение;
развивать умения детей проводить простейшие опыты с водой и светом;
развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми с помощью чёткого и
последовательного изложения своих мыслей, в употреблении сложноподчинённых
предложений с союзом «потому, что»;
Воспитательные
воспитывать интерес к технике, к истории создания предметов; воспитывать ценностное отношение к труду других людей, его результатам.
Технологии: технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, здоровьеcберегающая технология, игровая технология.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы: наглядные приёмы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления солнечных и водяных часов)
Практические приёмы: (упражнение (подражательное), моделирование - изготовление солнечных и водяных часов)
Cловесные приёмы: (проблемная ситуация, поиск правильных решений, рассказ, комментирование наглядного материала, объяснение, рефлексия)
Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра, упражнение на дыхание)
Оборудование:
Демонcтрационный: телевизор, ноутбук, презентация, разные виды часов, лампа,
циферблат, пустая коробка
Раздаточный: деревянные часы по количеству детей, 4 штуки песочных часов (1 минута),
4 кувшина с водой, 4 маркера, 4 пластиковых бутылки, предварительно разрезанные на две части.
Предварительная работа.
Беcеды:
«Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часов совсем не будет?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Как измерить время?», «Современные часы», «Часы бдущего»
Чтение художественной литературы:
«Тик — Так» О. Анофриев, «Стихи о человеке и его часах» (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.
Дидактические игры:
«Часы и время», «Ходят стрелочки по кругу», «Пазлы соберешь — час найдешь»,
«Будильник»
Просмотр развивающих мультфильмов:
«Учим время по часам», «Фиксики — История вещей – Часы»
Презентация:
«Экскурсия в виртуальный «Музей часов»
Исследовательски-опытническая деятельность:
опыты с песочными, с огненными (свеча), с водяными часами, эксперимент с секундомером.
Задания на НОД по ФЭМП и на кружке «Занимательная математика»
«Соедини по точкам», «Который час?», «Дорисуй вторую половину»
Рисование:
«Нарисуй часы, которые есть у тебя дома», «Часы будущего»
Ручной труд:
«Наручные часы» (подарок папе ко дню защитника Отечества), изготовление водяных часов и солнечных часов.
Взаимодействие с родителями:
создание мини – родительских проектов о разных видах часов и их истории.
Данная разработка была апробирована 23 марта 2017 года на городском методическом объединении для воспитателей подготовительных групп к школе на тему: «Организация и руководство детской проектной деятельностью». Руководитель ГМО подготовительных к школе групп Кондакова М.А. подвела итоги, где все присутствующие пришли к единогласному мнению, что детская проектная деятельность в ДОО способствует повышению качества образовательного процесса, служит повышению мотивации воспитанников, обеспечивает их готовность к самостоятельному решению широкого спектра проблем в условиях современного общества и привлекает к сотрудничеству большее количество родителей.
Ход НОД:
На экране заставка «Наша группа «Радуга» (дети в свободной деятельности)
Воспитатель: ребята, подойдите ко мне, посмотрите, что я сегодня вам принесла (показывает коробку)
Хотите узнать, что в ней? Послушайте загадку:
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Что нельзя возвратить?
Дети: Это время.
Воспитатель открывает коробку, а там пусто.
Почему в коробке нет ничего?
Дети: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда идет вперед, его нельзя вернуть назад.
Воспитатель: А для чего нам знать, который сейчас час?
Дети: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.
Воспитатель: Правильно, ребята. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Как вы думаете, что это?
Дети: Это часы.
Воспитатель: Правильно. Люди придумали много разных видов часов. Назовите, какие вы знаете часы? (солнечные, водяные, огненные, песочные, механические, кварцевые, электронные)
Воспитатель: А как вы думаете, по каким из этих часов можно определить точное время? (ответы детей)
Чтобы нам получить правильный ответ, приглашаю вас совершить путешествие в далекие времена и узнать, умели ли люди уже тогда определять точное время. Мы отправимся с вами в путешествие на машине времени. (слайд)
(дети садятся на стулья)
Но чтобы она заработала скажем такие слова:
Лишь закроем глаза
Машина времени включится,
Мы скажем нужные слова
в прошлом сможем очутиться.
Время, время остановим
часы пойдут назад,
Мы узнаем, что же было
Много, много лет назад.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (слайд)
Вы узнали эти часы? Хотите узнать более подробно об этих часах? Наши ребята вместе с родителями, нашли интересную информацию, которой хотят поделится с нами.
«Солнечные часы» (слайд)
1 ребенок: часов раньше не было и люди придумали солнечные часы, их называли древним греческим именем — Гномон. У них был циферблат и стержень. А кто знает, что это такое циферблат? (ответы детей)
Циферблат (т. е. круг) таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стержень служил стрелкой часов, отбрасывающий тень на циферблат.
А теперь мы с вами попробуем вместе представить солнечные часы. Лампа будет нам заменять солнце.
Я у солнышка спросила -
Сколько времени сейчас?
Солнце палку осветило,
Показало!? Вот те раз?
Но потом я догадалась!
Палочку воткнула в круг,
Числа, циферки — все тут!
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
Только помнить нужно — север
На двенадцати у нас!
Вот смотрите, циферблат, стержень (заранее приготовленные предметы) представим, что наше солнце находится здесь (ребенок поворочает лампу и тень от стержня попадает на цифры)
Pебята, сколько времени сейчас показывают часы?
А были ли они удобными солнечные часы?
Почему нет?
Всё правильно, молодцы! Да, такими часами люди пользовались не долго, они не удобны. «Часы – петух» (слайд)
2 ребенок: Узнавали люди время и по живым часам. Это был петух. Ещё не взошло солнце, а петух уже кричит, будит хозяев… Просыпайтесь! Довольно спать!
А легко ли по пению петуха определить время?
А если нет петуха?
Как узнать время ночью, когда нет солнца, и звёзды не светят в пасмурную погоду?
придумал человек часы более надежные.
«Водяные часы» (слайд)
3 ребенок: А я расскажу про другие часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду, капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки-отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Как назывались такие часы?
Удобны ли они?
Почему?
Воспитатель: давайте сами попробуем сделать водяные часы.
Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой. Дети разбиваются тройками и проходят к столам.
Практическая работа под музыку.
Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.
Воспитатель: Как вы думайте, удобны ли эти часы?
Дети: Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Воспитатель: Похоже, устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.
Песочными часами, как вы думаете, где пользуются люди? Удобны ли они? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как много всего знаете, но пришло время немного отдохнуть.
Фикультминутка.
Дети образуют круг.
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево — вправо)
в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь, (наклоны вперед, закрываем и открываем лицо руками)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо) Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)
часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Воспитатель: продолжаем путешествие.
(дети садятся на стулья)
«Огненные часы» (слайд)
4 ребенок: Я вам расскажу про свечу. Свеча — это тоже часы.
На свечу наносили метки. Сгорание отрезка свечи между метками соответствовало
определенному промежутку времени.
Но такие часы были не точными.
Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами?
Чем они могли быть опасными?
Воспитатель: Чтобы не случилось пожара, мы немного поиграем (игра стоя)
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Задуй свечу»
Цель: снять психическое напряжение.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы
трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить
звук «у»
Воспитатель: Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. И я предлагаю вернуться на машине времени в наше время.
Лишь стоит нам закрыть глаза
Машина времени включится,
Мы скажем нужные слова
И в настоящем сможем очутиться.
Давайте, ребята пройдем на нашу выставку часов.
Выходит, экскурсовод – ребенок под музыку:
Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашей выставке часов. Посмотрите на все эти часы.
Что общего у большинства этих часов (циферблат, стрелки)
А внутри них что? (Механизм)
Значит, эти часы называются? (механическими)
(Рассмотреть часы: циферблат, стрелки).
Экскурсовод обращает внимание на электронные часы.
Расскажите, что вы знаете об этих часах (у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока)
Экскурсовод: Я наблюдала за вами, как вы путешествовали, искали ответ на вопрос – какие часы самые точные.
Нашли ли вы ответ на свой вопрос?
Дети: Да, механические часы, считаются самыми точными.
Экскурсовод – ребенок: A хотите научиться определять время по часам?
Дидактическая игра «Ходят стрелочки по кругу»
Цель: формирование умений у детей определять время на часах с точностью до часа.
Дидактические задачи: уточнять и развивать у детей временные представления; развивать память, логическое мышление.
Дидактические правила:
Проговаривая считалку, дети крутят стрелки часов. На последние определенные слова ведущего, дети останавливают стрелки в нужном положении.
Ход игры:
Дети сидят за столами. Ведущий предлагает детям вместе с ними проговорить заученный раннее стих. На последнюю строчку стихотворения ведущий называет определенное время, и игроки выставляют нужный час.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу, (дети крутят стрелки на деревянных часах)
хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
7 часов нам покажите!
Игра повторяется несколько раз водящий называет разные числа. Экскурсовод дарит эти детям часы.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на занятии?
Чем бы могли поделиться со своими друзьями?
Список литературы:
1.Д. Галенс «Книга ответов для почемучки» — Харьков: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
2.Детская энциклопедия «Как делают разные вещи»;
3. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
4. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство, «Просвещение», 1991
5.Мельников И. «Про часы и о часах»: Издательство «Детская литература»,1983г.;
6.Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000 и другие интернет – ресурсы.