Консультация для воспитателей: «Как научиться мерить ВРЕМЯ?»

Тема «Время» очень интересна, но и сложна для детей. Как и любое живое существо, ребенок подчиняется внутренним «биологическим часам». Однако, подчинение это неосознанное, не связанное с понятиями и представлениями. Процесс формирования представлений о времени можно было бы облегчить. Для этого необходимо развить у детей чувство времени, сделать его «обостренным» и сознательно контролируемым. Необходимо найти такие образы и такие виды деятельности, которые поразили бы ребенка и заставили его воспринять время «чувственно».

В системе Монтессори разработана система специальных упражнений, где время выполнения заданий ограничено. Например, трем детям предлагается совместно начертить треугольник. Одной рукой каждый из них держится за общую веревочку. На упражнение дается 15 секунд. Дети по сигналу начинают и по сигналу заканчивают. Одна тройка, возможно, уложится в заданное время, другая – нет, третья – закончит раньше отведенного времени. Результаты обсуждаются, анализируются причины неудач, дети учатся соотносить действие с отпущенным на него временем. В качестве ограничителя временного отрезка можно использовать песочные часы.

Песочные часы могут пригодиться и в упражнении на самоконтроль, которое называется «Давайте помолчим». Детям показывают, как действуют песочные часы. Затем, закрывают их ширмочкой и переворачивают. Ребята должны молчать столько времени, сколько по их времени потребуется для того, чтобы песок пересыпался. Все по — разному определяют этот временной отрезок. Поэтому, легко сделать вывод: для каждого человека в отдельности время движется с разной скоростью (для одних — быстрее, для других – медленнее). Можно подробнее поговорить об этом с детьми: вспомнить, как томительно тянутся дни перед днем рождения и как быстро кончаются выходные. Когда болеешь, время идет так медленно, а в праздники – просто летит! И для разных людей эти периоды не совпадают. Поэтому потребовалось найти такую единицу измерения времени, которая не зависела бы от восприятия каждого отдельного человека.

Так мы переходим к истории человеческих представлений о времени. Можно детям задать вопрос: «Что замечали все люди без исключения?» Скорее всего, получите ответ: «Наступление дня и ночи». Педагог может уточнить, что самыми древними «часами», которые никогда не ломались и не останавливались, было Солнце. День сменяет ночь, ночь – день. Ночь и день вместе называются сутками. Сутки и были древнейшей единицей измерения времени. Потом люди стали внимательнее наблюдать за путешествием Солнца по небу днем и за перемещением звезд ночью. Педагог раскрывает над головой черный зонт, усыпанный звездами. Занятие можно проводить на ковре и дети увидят над собой купол – модель ночного небосвода. «Люди заметили,- продолжает педагог,- что звезды на небе медленно перемещаются (зонтик начинает вращаться). Все, кроме одной. (Одна звезда укреплена прямо над ручкой зонта). От нее к другим звездам словно тянутся невидимые ниточки. За это «постоянство» люди назвали звезду Гвоздем неба, а позднее – Полярная звезда. Недалеко от нее находятся семь звезд в виде ковша с ручкой — Созвездие Большой Медведицы. За ночь Большая Медведица обходит полкруга своего небесного пути вокруг Полярной звезды. Что это нам напоминает? Конечно же, всем знакомый циферблат часов, только вместо стрелки на нем звездочки, меняющие свое положение относительно Полярной звезды.

Можно рассказать и про солнечные часы древних греков, где роль стрелки играла тень колышка определенной высоты. И после того, как ребенок понял, откуда взялись привычные нам часы, можно перейти к знакомству с современными единицами измерения времени: часы, минуты, секунды, и к формированию конкретных навыков определения времени. Материал в такой последовательности заставляет относиться ко времени и его измерению уважительно.