Подготовительная группа
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: расширять и уточнять представления детей о деревьях леса.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
Развивающие:
развитие познавательных интересов детей; способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов;
Воспитательные:
воспитание любви к природе, желание беречь ее.
Интегрируемые образовательные области:
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Предварительная работа: наблюдения за деревьями в разное время года, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о деревьях, дидактические игры, подвижные игры, рисование деревьев, распределение детей и родителей для составления плана выступления детей в соответствии с последовательностью объектов экологической (виртуальной) тропы, изготовление макетов березы в технике объемное торцевание, приготовление мятых комочков салфеток (для кроны дуба),
Методические приемы: Проблемная ситуация, вопросы, рассматривание слайдов, рассказ детей, практическая деятельность детей.
Оборудование:
Демонстрационный материал: телевизор, ноутбук, презентация «Деревья», кора березы, ветка сосны, шишка ели, желудь.
Раздаточный: заготовки силуэтов деревьев (береза, ель, сосна, дуб), подносы, клей, кисти, тряпочки, материалы для создания кроны деревьев
Ход НОД
На телевизоре слайд 1 (лес)
Сюрпризный момент.
Стук в дверь, входит Лесовичок с картиной в руках.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок. Ты, что такой грустный?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. У меня беда, наступила весна, а лес не просыпается. Ребята из группы «Улыбка» помогли мне разбудить животных. А вот мои главные жители не просыпаются. А вы знаете, кто главные жители моего леса?
Дети: Главные жители леса – это деревья.
Воспитатель: И мы поможем твоей беде Лесовичок, разбудим деревья.
1 часть.
Лесовичок: А вы знаете, какие деревья растут в лесу? (дуб, сосна, ель, береза и другие) А что вы знаете об этих деревьях? У вас такие разве растут?
Дети: На экологической тропе нашего детского сада есть уголок нетронутой природы – лес. Мы туда ходим и можем много тебе рассказать о деревьях.
Лесовичок: Смотрите, что у меня есть. (Лесовичок показывает – кору березы, желудь, шишку ели, ветку сосны)
Воспитатель: с помощью этих предметов, дети расскажут, каким деревьям они принадлежат и что они о них знают.
Ребенок берет шишку ели.
1 ребенок: Это шишка ели. Еловые шишки широко используются в народной медицине.
На экране слайд 2 (ель)
Это ель обыкновенная -
издали надменная,
а вблизи — уютный дом…
хорошо, всем будет в нем.
2 ребенок:
Ель мы знаем с детства. У нее иголки круглый год остаются зелеными. Каждая хвоинка живет 5 – 7 лет. А сами ели могут жить до 200 лет. Благодаря елочке, люди получают тепло в своих домах.
На экране слайд 3 (ель новогодняя)
А еще мы любим ель за то, что под новый год она приходит в каждый дом, принося с собой праздник.
Ребенок берет веточку сосны.
3 ребенок:
Это веточка сосны.
На экране слайд 4 (сосна)
Сосна – прекрасное, витаминное дерево. Сосна дерево хвойное, родственница ели.
Слайд 5 (сосновый бор)
Очень хорош и красив сосновый бор. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.
4 ребенок:
Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.
В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.
На нашей экологической тропинке, сосны еще молодые, им всего 5 лет. Мы заботимся о них.
5 ребенок:
Сосна с янтарною корою.
Богиня леса! Как весна
Зеленой кроной дышит хвоя,
Зеленоглазая страна!
Ребенок берет желудь.
6 ребенок:
Желудь, это плод дерева – дуба.
На экране слайд 6 (дуб)
Дуб легко узнать, поздней осенью или зимой по его мощному стволу и толстым веткам. На ветках растут крупные жесткие листья, которые долго остаются на дереве, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру.
7 ребенок:
Древесина дуба – твердая, прочная, идет на постройку кораблей, изготовления паркета, мебели. Кора дуба употребляется для дубления кожи, в медицине – для изготовления лекарств. Дубы образуют красивые рощи – дубравы. Это долговечное дерево. Живет дуб до 400 – 500 лет.
8 ребенок:
Могучий, сильный, вековой
Дуб в лесу стоит большой.
Листья тихо шелестят
Желуди под ним лежат.
Ребенок берет кору березы.
9 ребенок:
Это кора от березы. Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
На экране слайд 7 (береза)
Береза, любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир. Здоровье и добро. С лечебной целью используют в основном березовые почки, березовый сок, листья.
Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.
10 ребенок:
Вот дерево российское,
дерево — краса!
Собою украшает русские леса.
В лесу далёко виден
Ее красивый стан,
С зелёною каймою
Легкий сарафан.
И символом российским
Недаром все зовут,
Ее увидишь только –
И сразу вспомнишь Русь.
Лесовичок: Молодцы, ребята. Очень хорошо рассказали о моих главных жителях. Но вот как же их разбудить?
Воспитатель: Дети помогут сделать макеты этих деревьев.
2 часть (практическая)
Дети делают макеты: березы, сосны, ели и дуба (разные техники выполнения работы)
Дети приклеивают макеты деревьев на картину к Лесовичку.
Лесовичок благодарит детей и отправляется дальше.
Рефлексия.
Воспитатель: ребята, что мы сегодня делали на занятии? (ответы детей)