Проблемная ситуация: Какие часы самые точные?
Цель: расширение представлений у детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека.
Задачи:
Образовательные
формировать умения детей определять время по часам с точностью до одного часа;
формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;
Развивающие
развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение и логическое мышление
развивать умения детей проводить простейшие опыты с водой и светом.
развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми с помощью чёткого и последовательного изложения своих мыслей, в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом «потому, что»;
Воспитательные
воспитывать интерес к технике, к истории создания предметов;
воспитывать ценностное отношение к труду других людей, его результатам.
Технологии: технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, игровая технология.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы: наглядные приёмы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления солнечных и водяных часов)
Практические приёмы: (упражнение (подражательное), моделирование — изготовление солнечных и водяных часов)
Словесные приёмы: (проблемная ситуация, поиск правильных решений, рассказ, комментирование наглядного материала, объяснение, рефлексия)
Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра, упражнение на дыхание)
Оборудование:
Демонстрационный: телевизор, ноутбук, презентация, разные виды часов, лампа, циферблат, пустая коробка
Раздаточный: деревянные часы по количеству детей, 4 штуки песочных часов (1 минута), 4 кувшина с водой, 4 маркера, 4 пластиковых бутылки, предварительно разрезанные на две части.
Предварительная работа.
Беседы:
«Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Измерение времени», «Современные часы»
Чтение художественной литературы:
О. Анофриев «Тик — Так», В. Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.
Дидактические игры:
«Часы и время», «Ходят стрелочки по кругу», «Пазлы соберешь - час найдешь», «Будильник»
Просмотр развивающих мультфильмов: «Учим время по часам», «Фиксики — История вещей – Часы»
Презентация: «Музей часов»
Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь», «Часы будущего»
Ручной труд:«Часы» (подарок папе)
Ход НОД:
На экране заставка «Наша группа «Радуга»
Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются с гостями)
Воспитатель: я вам принесла сегодня коробку. Хотите узнать, что в ней? Послушайте загадку:
Без ног, без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Дети: Это время.
Воспитатель открывает коробку, а там пусто.
Почему в коробке нет ничего?
Дети: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.
Воспитатель: А можно ли измерить время?
Дети: Да.
Воспитатель: А зачем человеку знать, сколько сейчас времени?
Дети: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.
Воспитатель: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.
Дети: Это часы.
Воспитатель: Правильно. Люди придумали много разных видов часов.
Какие часы вы знаете? (солнечные, водяные, огненные, песочные, механические, кварцевые)
Воспитатель: А как вы думаете, по каким из этих часов можно определить точное время? (ответы детей)
Чтобы прийти к единому мнению приглашаю вас совершить путешествие в далёкие времена и узнать умели ли люди уже тогда определять точное время. Ребята, скажите, пожалуйста, а на чём можно путешествовать?
Мы отправимся с вами в путешествие на машине времени. (слайд 1)
(дети садятся на стулья)
Но чтобы она заработала нужно сказать такие слова: (слайд 2)
Лишь стоит нам закрыть глаза
Машина времени включится,
Мы скажем нужные слова
И в прошлом сможем очутиться.
Время, время остановим
И пойдут часы назад,
Мы узнаем, что же было
Много, много лет назад.
Воспитатель: Посмотрите на экран. (слайд 3)
Вы узнали эти часы?
А хотите узнать более подробно об этих часах? Наши ребята вместе с родителями, нашли интересную информацию, которой поделятся сейчас с нами.
«Солнечные часы» (слайд 4)
1 ребенок: часов раньше не было, и поэтому люди придумали солнечные часы, их принято называть древним греческим именем — Гномон. У них был циферблат.
А кто знает, что это такое циферблат? (ответы детей)
Циферблат (т. е. круг) таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.
А теперь мы с вами попробуем вместе представить солнечные часы. Лампа будет нам заменять солнце.
Я у солнышка спросил -
Сколько времени сейчас?
Солнце палку осветило,
Показало!? Вот те раз?
Но потом я догадался!
Палочку воткнул я в круг,
Числа, цифорки — все тут!
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
Только помнить нужно — север
На двенадцати у нас!
Вот смотрите, циферблат, стержень, представим, что наше солнце находится здесь (лампа поворачивается, ребята, сколько времени показывает сейчас?
- А были ли они удобными солнечные часы?
- Почему нет?
Всё правильно, молодцы! Да, такими часами люди пользовались не долго.
«Часы – петух» (слайд 5)
Ребенок: Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору и хлопают крыльями, взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку»!
Ещё не взошло солнце, а петух уже кричит, дерёт горло… Скоро утро! Довольно спать!
- А легко ли по пению петуха определить время?
- А если нет петуха?
- Как узнать время ночью, когда нет солнца, и звёзды не светят в пасмурную погоду?
И придумал человек часы более надёжные – они с жёрдочки не свалятся, и лиса не унесёт.
«Водяные часы» (слайд 6)
Ребенок: А я хочу рассказать про другие часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода, капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки-отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
- Как назывались такие часы?
- Удобны ли они?
- Почему?
Воспитатель: давайте сами попробуем сделать водяные часы.
Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой.
Дети разбиваются тройками и проходят к столам.
Практическая работа под музыку.
Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.
Воспитатель: Как вы думайте, удобны ли эти часы?
Дети: Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Воспитатель: Похоже, устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.
Песочными часами, как вы думаете, где пользуются люди? Удобны ли они? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как много всего знаете, но пришло время немного отдохнуть. (слайд 7)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети образуют круг.
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево — вправо)
А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь, (наклоны вперед, закрываем и открываем лицо руками)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Воспитатель: продолжаем путешествие.
(дети садятся на стулья)
«Огненные часы» (слайд 7)
Ребенок: А я вам расскажу про свечу. Свеча — это тоже часы.
На свечу наносили метки. Сгорание отрезка свечи между метками соответствовало определенному промежутку времени.
Однако точность огненных часов, была мала и во многом зависела от состояния окружающей среды.
- Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами?
- Чем они могли быть опасными?
Воспитатель: Чтобы не случилось пожара, давайте с вами немного поиграем:
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
«Задуй свечу» (слайд 8)
Цель: снять психическое напряжение.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у»
Воспитатель: Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. И я предлагаю вернуться на машине времени в наше время.
Лишь стоит нам закрыть глаза
Машина времени включится,
Мы скажем нужные слова
И в настоящем сможем очутиться.
Давайте, ребята пройдем на нашу выставку часов.
Выходит экскурсовод – ребенок под музыку: Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашей выставке часов.
- Что общего у большинства этих часов (циферблат, стрелки)
- А внутри них что? (Механизм)
- Значит, эти часы называются? (механическими)
(Рассмотреть часы: циферблат, стрелки).
Экскурсовод обращает внимание на электронные часы.
- Расскажите, что вы знаете об этих часах (у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока)
Экскурсовод: Я наблюдала за вами, как вы путешествовали, искали ответ на вопрос – какие часы самые точные.
- Нашли ли вы ответ на свой вопрос?
Дети: Да, механические часы, считаются самыми точными.
Экскурсовод – ребенок: А хотите научиться определять время по часам?
Дидактическая игра «Ходят стрелочки по кругу»
Цель: формирование умений у детей определять время на часах с точностью до часа.
Дидактические задачи: уточнять и развивать у детей временные представления;
развивать память, логическое мышление.
Дидактические правила:
Проговаривая считалку, дети крутят стрелки часов. На последние определенные слова ведущего, дети останавливают стрелки в нужном положении.
Ход игры:
Дети сидят за столами. Ведущий предлагает детям вместе с ними проговорить заученный раннее стих. На последнюю строчку стихотворения ведущий называет определенное время и игроки выставляют нужный час.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу, (дети крутят стрелки на деревянных часах)
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
7 часов нам покажите!
Игра повторяется несколько раз. Экскурсовод дарит эти детям часы.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на занятии?
Чем бы могли поделиться со своими друзьями?