Консультация для родителей «Речевое развитие детей в подготовительной группе»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

«Учите ребенка каким-нибудь, неизвестным ему словам? – он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»                                                                                                                       К.Д.Ушинский.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов   различных жанров детской литературы;            формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Развитие речи детей перед школой в подготовительной группе детского сада преследует такие цели – развитие речевой среды, формирование активного и богатого словарного запаса, развитие связной речи детей, выработку у детей основ культурной речи, усовершенствование умения правильного произношения звуков.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности — игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и т.д.
Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.

Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей — наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. Поэтому формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития:

ü Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

ü Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

ü Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

ü Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

ü  Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.

ü Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Чтобы речь наших детей развивалась в норме соответственно возрасту мы:

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

- Составлению творческих рассказов;

- Составлению рассказов по картине, по серии картин;

- Пересказам.

2. Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
3. Работаем над ЗКР. Улучшению звукопроизношения хорошо способствуют скороговорки и чистоговорки.
4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».
5. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

А в заключение дадим Вам несколько советов: что надо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью;
2. Во — вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу,  психиатру).

3.Чаще читайте с ребенком. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдёт, все стадии речевого развития и накопит достаточный багаж.

«Речь — величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять».