Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое часов»

Проблемная ситуация: Какие часы самые точные?

Цель: расширение представлений у детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека.

Задачи:

Образовательные

формировать умения детей определять время по часам с точностью до одного часа;

формировать временные представления «прошлое»«настоящее», «будущее»;

Развивающие

развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение и логическое мышление

развивать умения детей проводить простейшие опыты с водой и светом.

развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми с помощью чёткого и последовательного изложения своих мыслей, в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом «потому, что»;

Воспитательные

воспитывать интерес к технике, к истории создания предметов;

воспитывать ценностное отношение к труду других людей, его результатам.

Технологии: технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, игровая технология.

Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы: наглядные приёмы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления солнечных и водяных часов)
Практические приёмы: (упражнение (подражательное), моделирование — изготовление солнечных и водяных часов)
Словесные приёмы: (проблемная ситуация, поиск правильных решений, рассказ, комментирование наглядного материала, объяснение, рефлексия)
Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра, упражнение на дыхание)

Оборудование:

Демонстрационный: телевизор, ноутбук, презентация, разные виды часов, лампа, циферблат, пустая коробка

Раздаточный: деревянные часы по количеству детей, 4 штуки песочных часов (1 минута), 4 кувшина с водой, 4 маркера, 4 пластиковых бутылки, предварительно разрезанные на две части.

Предварительная работа.
Беседы:

«Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Измерение времени», «Современные часы»

Чтение художественной литературы:

О. Анофриев «Тик — Так», В. Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин), «Песочные часы»  Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.

Дидактические игры:

«Часы и время», «Ходят стрелочки по кругу»,  «Пазлы соберешь -  час найдешь», «Будильник»

Просмотр развивающих мультфильмов: «Учим время по часам», «Фиксики — История вещей – Часы»

Презентация: «Музей часов»

Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь», «Часы будущего»

Ручной труд:«Часы» (подарок папе)

Ход НОД:

На экране заставка «Наша группа «Радуга»

Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются с гостями)

Воспитатель: я вам принесла сегодня коробку. Хотите узнать, что в ней? Послушайте загадку:

Без ног, без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Дети: Это время.

Воспитатель открывает коробку, а там пусто.

Почему в коробке нет ничего?

Дети: Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.

Воспитатель: А можно ли измерить время?

Дети: Да.

Воспитатель: А зачем человеку знать, сколько сейчас времени?

Дети: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.

Воспитатель: Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.

Дети: Это часы.

Воспитатель: Правильно. Люди придумали много разных видов часов.

Какие часы вы знаете? (солнечные, водяные, огненные, песочные, механические, кварцевые)

Воспитатель: А как вы думаете, по каким из этих часов можно определить точное время? (ответы детей)

Чтобы прийти к единому мнению приглашаю вас совершить путешествие в далёкие времена и узнать умели ли люди уже тогда определять точное время. Ребята, скажите, пожалуйста, а на чём можно путешествовать?

Мы отправимся с вами в путешествие на машине времени. (слайд 1)

(дети садятся на стулья)

Но чтобы она заработала нужно сказать такие слова: (слайд 2)

Лишь стоит нам закрыть глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

И в прошлом сможем очутиться.

Время, время остановим

И пойдут часы назад,

Мы узнаем, что же было

Много, много лет назад.

Воспитатель: Посмотрите на экран. (слайд 3)

Вы узнали эти часы?

А хотите узнать более подробно об этих часах?  Наши ребята вместе с родителями,  нашли интересную информацию, которой поделятся сейчас с нами.

«Солнечные часы» (слайд 4)

1 ребенок: часов раньше не было, и поэтому люди придумали солнечные часы, их принято называть древним греческим именем — Гномон. У них был циферблат.

А кто знает, что это такое циферблат? (ответы детей)

Циферблат (т. е. круг) таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

А теперь мы с вами попробуем вместе представить солнечные часы. Лампа будет нам заменять солнце.

Я у солнышка спросил - 

Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило,

Показало!? Вот те раз?
Но потом я догадался!
Палочку воткнул я в круг,
Числа, цифорки — все тут!
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
Только помнить нужно — север
На двенадцати у нас!

Вот смотрите, циферблат, стержень, представим, что наше солнце находится здесь (лампа поворачивается, ребята, сколько времени показывает сейчас?

  • А были ли они удобными солнечные часы?
  • Почему нет?

Всё правильно, молодцы! Да, такими часами люди пользовались не долго.

«Часы – петух» (слайд 5)

Ребенок: Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору и хлопают крыльями, взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку»!

Ещё не взошло солнце, а петух уже кричит, дерёт горло… Скоро утро! Довольно спать!

  • А легко ли по пению петуха определить время?
  • А если нет петуха?
  • Как узнать время ночью, когда нет солнца, и звёзды не светят в пасмурную погоду?

И придумал человек часы более надёжные – они с жёрдочки не свалятся, и лиса не унесёт.

«Водяные часы» (слайд 6)

Ребенок: А я хочу рассказать про другие часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода, капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки-отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

  • Как назывались такие часы?
  • Удобны ли они?
  • Почему?

Воспитатель: давайте сами попробуем сделать водяные часы.

Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой.

Дети разбиваются тройками и проходят к столам.

Практическая работа под музыку.

Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

Воспитатель: Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети: Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

Воспитатель: Похоже, устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.

Песочными часами, как вы думаете, где пользуются люди? Удобны ли они? (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, какие вы молодцы, как много всего знаете, но пришло время немного отдохнуть. (слайд 7)

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети образуют круг.

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево — вправо)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь, (наклоны вперед, закрываем и открываем  лицо руками)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Воспитатель: продолжаем путешествие.

(дети садятся на стулья)

«Огненные часы» (слайд 7)

Ребенок: А я вам расскажу про свечу. Свеча — это тоже часы.

На свечу наносили метки. Сгорание отрезка свечи между метками соответствовало определенному промежутку времени.
Однако точность огненных часов, была мала и во многом зависела от состояния окружающей среды.

  • Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами?
  • Чем они могли быть опасными?

Воспитатель: Чтобы не случилось пожара, давайте с вами немного поиграем:

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

«Задуй свечу» (слайд 8)

Цель: снять психическое напряжение.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у»

Воспитатель: Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. И я предлагаю вернуться на машине времени в наше время.

Лишь стоит нам закрыть глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

И в настоящем сможем очутиться.

Давайте, ребята пройдем на нашу выставку часов.

Выходит экскурсовод – ребенок под музыку: Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашей выставке часов.

  • Что общего у большинства этих часов (циферблат, стрелки)
  • А внутри них что? (Механизм)
  • Значит, эти часы называются? (механическими)

(Рассмотреть часы: циферблат, стрелки).

Экскурсовод обращает внимание на электронные часы.

  • Расскажите, что вы знаете об этих часах (у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока)

Экскурсовод:  Я наблюдала за вами, как вы путешествовали, искали ответ на вопрос – какие часы самые точные.

  • Нашли ли вы ответ на свой вопрос?

Дети: Да, механические часы, считаются самыми точными.

Экскурсовод – ребенок: А хотите научиться определять время по часам?

Дидактическая игра «Ходят стрелочки по кругу»

Цель: формирование умений у детей определять время на часах с точностью до часа.

Дидактические задачи: уточнять и развивать у детей временные представления;

развивать память, логическое мышление.

Дидактические правила:

Проговаривая считалку, дети крутят стрелки часов. На последние определенные слова ведущего, дети останавливают стрелки в нужном положении.

Ход игры:

Дети сидят за столами. Ведущий предлагает детям вместе с ними проговорить заученный раннее стих. На последнюю строчку стихотворения ведущий называет определенное время и игроки выставляют нужный час.

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу, (дети крутят стрелки на деревянных часах)

И хотят догнать друг друга. 

Стрелки, стрелки, не спешите,

7 часов нам покажите!

Игра повторяется несколько раз. Экскурсовод дарит эти детям часы.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на занятии?

Чем бы могли поделиться со своими друзьями?